Размер шрифта Цветовая схема Изображения

Театр

О театре

       Прошлое, настоящее и будущее театра «Балет Евгения Панфилова» неразрывно связано с именем его основателя – Евгением Панфиловым. Его художественное наследие, традиции, дух сопровождают театр все эти годы без него и являются незыблемым основанием, мерилом художественной деятельности театра. Панфилов создал в Перми и оставил не только свой уникальный театр, но успел задать вектор развития современной хореографии в России. Имя Панфилова со временем переросло в собственный бренд и знак качества.

Прошлое

    Корнями театр «Балет Евгения Панфилова» уходит в далекий 1979 год, когда Евгений Алексеевич создал в Перми театр пластического танца «Импульс» и из которого позже – в 1987 – родился «Балет Евгения Панфилова».

    В 80-е годы 20 века в России не существовало школ современной хореографии. Но это не помешало Панфилову неустанно двигаться вперед по пути развития своего хореографического языка, быть в чем-то первопроходцем и номер один в современной хореографии в Перми. В своем театре он сделал ставку на танцовщиков, прошедших хореографическую школу классического балета. Но часть труппы составляли просто талантливые танцовщики, прошедшие кастинг в коллектив . Для своего театра Панфилов выступал не только в качестве хореографа, но был также режиссером, сценографом, часто и художником по костюмам. В те времена не существовало понятия «продюсер» в арт- сфере на территории СССР. Но сейчас можно с уверенностью сказать, что Панфилов успешно постиг эту профессию : занимался поиском партнеров, площадок, финансов. На его имени и таланте держался весь театр.

    Со временем творческие поиски привели Панфилова к тому, что он создал еще два коллектива-спутника: гротескное шоу, в котором участвуют полные женщины «Балет Толстых» (1993 г.) и мужскую любительскую танцевальную труппу «Бойцовский клуб» (2001 г.). Эти команды с различной танцевальной эстетикой, объединенные единым авторским стилем хореографа, были неким ответом времени. Если «Бойцовский клуб» — это был запрос общества, публика хотела шоу, то «Балетом толстых» Панфилов предвосхитил будущее.
      Среди знаковых работ мастера можно выделить спектакли «Ромео и Джульетта», «Клетка для попугаев», «8 русских песен», «БлокАда», «Бабы. Год 1945», «Капитуляция», а также множество хореографических миниатюр.
     После трагической гибели создателя и идейного вдохновителя театра в 2002 году, имя хореографа было закреплено за театром как дань памяти и признания исключительных заслуг и достижений Панфилова в сфере развития современной российской хореографии.

   В 2000 году частный театр Евгения Панфилова был удостоен статуса Государственного учреждения культуры.

Настоящее

25 июля 2003 года художественным руководителем театра был назначен солист театра, непосредственный носитель языка и «правая рука» Евгения Панфилова — Сергей Райник. Театр достойно претерпел все изменения и вот уже почти 20 лет не только сохраняет наследие создателя, регулярно восстанавливает архивные спектакли, но и идет в ногу со временем, представляя публике новые спектакли на актуальные темы под авторством штатных постановщиков и приглашенных именитых российских и иностранных хореографов. За последние десять лет с театром успели поработать Лариса Александрова, Константин Кейхель, Александр Могилев, Дмитрий Антипов, французы Клод Брюмашон и Бенжамин Ламарш и другие. Ежегодно выпускают свои премьерные спектакли художественный руководитель Сергей Райник, а также Алексей Расторгуев – ведущий солист и хореограф театра.

      Театр активно развивает кросс-культурные и социально важные проекты. Давая возможность молодым хореографам Перми проявить себя, заявить о себе. В 2018 театром был инициирован проект «Академии молодых хореографов и композиторов», направленный на совместное изучение современного танца и музыки, а также на создание творческих коллабораций. «Академия» объединяет профессионалов и всех интересующихся, желающих познакомится с этими направлениями. Под эгидой этой лаборатории были выпущены два спектакля – «Посейдон» и «Идиот». Работа в этом направлении активно продолжается.

Будущее

     В 2019 году началось строительство собственного здания и сцены театра.

За все свои годы существования театр не имел своей площадки. Долгие годы репетиционной базой служил «Дворец молодежи» Перми, а встреча со зрителями происходила на сцене Пермского академического драматического театра, ныне «Театр-Театр». Позже театр вышел на другие большие концертные площадки города.

Собственная сцена и зал на 130 мест у театра появится в 2023 году. У руководства театра уже выстраиваются художественные планы и большие надежды, связанные с новой площадкой. Театр, наконец, обретет свой дом, официальную точку притяжения на карте Перми и художественного ландшафта России , а значит и новый виток своего развития.

Награды

   Театр «Балет Евгения Панфилова» за все годы своего существования был удостоен чести представлять Пермь на всевозможных российских и зарубежных конкурсах и фестивалях, завоевав множество дипломов лауреата и гран-при.

Одиннадцать раз театр был номинирован на Российскую национальную театральную премию «Золотая Маска». Это балеты, ставшие уже классикой современной хореографии.   . Первую «Золотую Маску» театру принес в 2001 спектакль «Бабы. Год 1945.» в номинации «Новация». Спектакль был исполнен полностью непрофессиональными артистами без специальной хореографической подготовки. В 2006 в номинации «Лучший спектакль в современном танце» премия была присуждена за одноактную хореографическую фантазию «Клетка для попугаев» на музыку Ж.Бизе – Р. Щедрина «Кармен – сюита». Автором либретто, хореографом, режиссёром, сценографом, художником костюмов балета был сам Евгений Панфилов. Он же был первым исполнителем партии одного из попугаев. В 2010 две "Золотые Маски" театру принес спектакль "Casting-off"/"Отторжение" в постановке Ларисы Александровой (г. Москва).

В 2001 г. за выдающийся вклад в развитие театрального искусства России Евгений Панфилов был удостоен Правительственной Премии имени Федора Волкова. В 2003 Панфилова награжден призом Министерства культуры Российской Федерации и редакции журнала "Балет" "Душа танца" за 2002г. в номинации "Маг танца". Приз получали представители театра. В 2022 Сергей Райник стал лауреатом этой же премии в номинации «рыцарь танца».

Также театр множество раз получал был отмечен благодарственными письмами и дипломами Администрации города и края.

Участие в Фестивалях

Театр «Балет Евгения Панфилова» постоянный участник самых престижных фестивалей современной хореографии в России и за рубежом. В "копилке" театра участие в международном фестивале современного танца "На грани" (г. Екатеринбург, Россия), международном фестивале современной хореографии IFMC (г. Витебск, Белоруссия), международном фестивале «Золотая Маска – странам Балтии» (г. Таллинн, Эстония), международном фестивале современной хореографии на сцене Tanzhaus (г. Дюссельдорф, Германия), Дягилевском фестивале (г. Пермь, Россия), международном фестивале современной хореографии в г. Краснодар (Россия), международном фестивале балетного и оперного искусства "Сыктывкарса тулыс" (г. Сыктывкар, Республика Коми), международном фестивале артистов балета (Большой Театр, г. Москва, Россия), международном конкурсе артистов балета имени Рудольфа Нуриева (г. Казань, Республика Татарстан), международном конкурсе артистов балета имени Екатерины Максимовой "Арабеск" (г. Пермь, Россия) и другие.