Размер шрифта Цветовая схема Изображения

Dance-company «Бойцовский клуб» и «Балет толстых»

01/09

Dance-company «Бойцовский клуб»

В 2001 году Евгением Панфиловым впервые в России была создана танцевальная труппа, состоящая только из танцовщиков в которую были набраны молодые люди с хорошими физическими данными, спортивным телосложением, с минимальной танцевальной подготовкой. Панфилов искал и приглашал в новый проект ребят в тренажерных залах и секциях всевозможных единоборств. Работать с непрофессионалами он умел и любил, поражая результатами столичных снобов (чего стоит хотя бы "Золотая маска" его "Балета толстых", где все исполнительницы были так же непрофессиональными танцовщицами). Основная идея создания этой труппы состояла в создании балет, воплощающего идею личности мужчины-воина, победителя, героя, мужского братства. Темперамент и энергия молодых людей, их физические возможности, страстное желание состояться в качестве танцовщиков в сочетании с творческими и экспериментальными возможностями хореографа Евгения Панфилова сделали работы этой dance-company уникальными и очень востребованными у пермского зрителя.
Dance-company «Бойцовский клуб» стал последней заботой Евгения Панфилова. Первая премьера труппы — одноактный балет «Тюряга» (хореография Евгения Панфилова) — состоялась менее чем за месяц до трагической гибели самого хореографа.
После ухода из жизни Панфилова, хореографом-постановщиком и педагогом-репетитором «Бойцовского клуба» стал Алексей Расторгуев. Премьер труппы «Балет Евгения Панфилова», приглашённый Мастером сразу после окончания хореографического училища, он погрузился в новый для него мир, где танец – это не форма, на которой построен классический балет, где танец может жить в любых формах. Впитывая в себя энергию движения и замысел Мастера, которые сохранились в постановках, он по - своему интерпретировал, то, что было предложено создателем театра. Алексей Расторгуев все годы существования этой труппы пробует и подбирает ключи в поисках своего языка, навеянного творчеством Евгения Панфилова и созданного в русле «панфиловской» эстетики.
Создание труппы с таким узким гендерным составом и эстетической направленностью, где современная хореография на грани с эротическим шоу, в начале двухтысячных было не просто случайным творческим экспериментом для создателя, но, скорее всего, хорошо продуманным решением. Это было время, когда в России только зарождались шоу подобного формата, но вывести это на большую сцену было вызывающим шагом Панфилова. Первые годы своего существования спектакли и концертные программы с участием этой труппы театра пользовались чуть ли не большей популярностью, чем основная труппа театра. За двадцать лет существования команда претерпевала качественные и количественные изменения, взлеты и падения популярности у зрителя в силу изменения в целом запросов общества и интереса публики. В труппе мирно уживались уже и выпускники с танцевальным образованием, так и по-прежнему самоучки-энтузиасты.
В настоящее время труппа выведена из состава театра на проектную деятельность и участвует в концертных программах.

Расторгуев Алексей Юрьевич
хореограф, педагог-репетитор dance-company  "Бойцовский клуб Евгения Панфилова"

Расторгуев А.Ю..jpg

«Балет толстых» 

В сентябре 1993 года «Балет Евгения Панфилова» объявил о наборе артистов нестандартных балетных форм. Сначала хореограф поставил ограничение по весу 80 кг, но вынужден был поднять до 110, потому что приходили женщины не самых крупных форм. Средним возрастом соискательниц был 35-40 лет. Требования к танцевальному мастерству у Панфилова не было, поэтому в труппу собирали участниц вообще без какой-либо хореографической подготовки. Начался репетиционный процесс. Никого не прогоняли – люди уходили сами, не выдержав ритма и нагрузок. Педагогом репетитором была приглашена Ольга Дормидонтова. Она работала с Евгением Панфиловым с начала его творческого пути – студенткой она танцевала в его первом коллективе «Импульс». После окончания института продолжила работать в театре «Балет Евгения Панфилова». В 1993 году Евгений Панфилов пригласил Ольгу педагогом-репетитором для новой нестандартной труппы. Она продолжала работу с этой командой вплоть до середины 2021 года. За годы существования труппы сменялся состав, солисты, но педагог оставался бессменным практически 30 лет.

Полгода хореографы учили непрофессиональных танцоров основам балета. А 26 февраля 1994 года «Балет толстых» впервые вышел на сцену. Этот концерт было решено считать официальным днем рождения необычной труппы.

«Было полное доверие мастеру в том, что он не сделает плохого. Для нас он был как небожитель. Человек, который переворачивал мышление пермского зрителя своей хореографией. И мы понимали, что тоже участвуем в этом», - Татьяна Глухих, одна из участниц самого первого набора.

«Балет толстых» часто выступал с развлекательными номерами, за что постоянно подвергался критике как простых зрителей, так и критиков, но с ними Евгений Панфилов поставил балет в 2000 году на священную тему Великой Отечественной войны – «Бабы. Год 1945» (12+). За эту постановку мастер получил «Золотую маску» в номинации «новация».

Почти все артистки совмещали театр со своей основной работой и повседневной жизнью, семьей. Разный жизненный опыт, образование, интересы. Состав участниц очень сложно уложить в какие-либо границы. Кто-то из участниц был руководителем или начальником в больших организациях, кто-то пришел из профессионально спорта – дзюдо и т.д.  Но сцена для них всех стала неотъемлемой и объединяющей частью жизни.  «Балет толстых» оказался не просто экспериментом, но и неким социо-культурным феноменом для Перми. На большой сцене мирно соседствовали профессиональные и непрофессиональные танцовщицы, вызывая интерес публики и критиков.

Из-за больших нагрузок участницы труппы работали в театре по 2-3 года, но есть и те, кто проработал по 11 и даже 15 лет.

«Он задумывал «Балет толстых» как социальный проект гуманистического плана, он хотел показать красоту «кустодиевских женщин», далёких от модельных стандартов, в то время, когда ещё никто не знал слова «бодипозитив». Он, в сущности, предвосхитил сегодняшний инклюзивный театр», - Лариса Барыкина, театральный критик.


Многие годы, до начала 2021 года, руководство театра не решалось на какие-либо изменения.  Но Мир не стоит на месте и многие социальные изменения общества продиктовали новые правила существования в этом обществе. Так, театр задумался, что прежнее название не отвечает духу времени. Слова, которые раньше считались привычными, сейчас вызывают всё больше вопросов. Использование слова «толстый» более неуместно в рамках нашего театра, мы полностью разделяем мнение, что этот термин несет в себе ярлыки, негативные и неэтические коннотации, а для многих это слово связано с буллингом и агрессией. По этой причине мы решили отказаться от прежнего названия в знак уважения как к нашим артистам, так и к нашим зрителям.  Мы уверены, что Евгений Панфилов первым бы выступил за изменения, потому что подхватывать новые тенденции развития общества и даже немного предвидеть будущее было присуще его творческому гению. Уверены, поменяв название, мы не только не утратим суть этого уникального явления, а еще яснее определим свои цели и ценности. Новое название находится в стадии разработки.

Сейчас труппа выведена на проектную деятельность и кастинг-систему ввода в спектакли. Это усовершенствует, повысит мотивацию и создаст более комфортный график работы артистов и педагогов-репетиторов.

Дормидонтова Ольга Витальевна
педагог-репетитор "Балета Толстых Евгения Панфилова"

IMG_0507.jpg